Мульти сплит-системы и мультизональные системы
Мульти сплит-система кондиционирования отличается от обычного бытового кондиционера лишь тем, что имеет несколько внутренних блоков и один наружный блок. В свою очередь наружный блок мульти сплит-системы имеет большую тепловую мощность, чем у бытового кондиционера.
Принцип работы такой системы практически не отличается от принципа работы бытового кондиционера. Воздух в помещении охлаждается во внутренних блоках мульти сплит-системы, тем самым нагревая хладагент. Каждый внутренний блок имеет свой отдельный контур хладагента. Затем нагретый во внутренних блоках хладагент поступает на внешний блок мульти сплит-системы. Во внешнем блоке хладагент охлаждается и опять поступает во внутренние блоки. То есть единственным отличием мульти сплит-системы от обычной является то, что в случае мульти сплит-системы от внешнего блока отходит несколько контуров с хладагент. Наличие нескольких контуров позволяет регулировать мощность каждого внутреннего блока в отдельности. Управление обычно осуществляется дистанционно при помощи пульта, как и в обычном кондиционере.
Данная система имеет ряд преимуществ в отличии от установки нескольких отдельных кондиционеров такой же мощности. Установка одной мульти системы дешевле, чем установка нескольких кондиционеров. Во вторых, при установке нескольких отдельных кондиционеров необходимо также устанавливать несколько внешних блоков, которые портят дизайн фасада здания. Особенно это актуально для исторических зданий. В случае установки мульти сплит-системы, требуется установка только одного внешнего блока, который, при необходимости, можно разместить на крыше здания.
Однако, мульти сплит-системы имеют свои ограничения в использовании. Число внутренних блоков таких систем не превышает восьми штук. Также обычные мульти системы не способны перекачивать хладагент на расстояние больше 20-25 м., то есть расстояние между внешним и внутренними блоками строго ограниченно. Данную проблему можно решить при помощи установки системы кондиционирования на основе канального кондиционера. Такой кондиционер распределяет охлажденный во внешнем блоке воздух по специальным воздуховодам, через которые холодный воздух поступает в различные зоны помещения. Необходимость установки воздуховодов и является одним из недостатков данных кондиционеров. Обычно их приходится прятать за подвесными потолками, которые в свою очередь могут значительно уменьшить полезный объем помещения. Установка канальных кондиционеров целесообразна лишь в помещениях с большой высотой потолков. Вторым недостатком таких систем является невозможность регулировать температуру холодного воздуха по зонам. Воздух отходящий от внешнего блока кондиционера и распределяющийся по воздуховодам, идущим в разные помещения имеет одинаковую температуру, в отличии от мульти сплит-систем имеющих отдельные контура для каждого внутреннего блока.
Отличие мультизональных систем кондиционирования от мульти сплит-систем заключается в том, что мульти сплит-системы имеют несколько отдельных контуров хладагент для каждого из внутренних блоков, а в мультизональной системе хладагент перекачивается по единому контуру.
Это отличие позволяет мультизональной системе перемещать хладагент на значительно большие расстояния в сравнении с мульти сплит-системой. Расстояние между внутренним и внешним блоком в мультизональной системе может достигать 250-350 м, а перепад высот до 50 м. Способность мультизональной системы перекачивать хладагент на большие высоты позволяет размещать общий внешний блок на крыше здания или в другом отдаленном месте. Также достоинством мультизональной системы является возможность подключения к ней большого числа внутренних блоков (до 30-ти штук), и легкое наращивание и масштабирование системы путем подключения новых внешних и внутренних блоков. Данную систему можно подключить к современным системам управления («умный дом»).
При установке мультизональной системы можно регулировать мощность каждого внутреннего блока в отдельности (в отличии от канальных кондиционеров). Регулирование осуществляется путем изменения расхода хладагент, поступающего в каждый из внутренних блоков. А расход хладагент в свою очередь изменяется при помощи электронного терморегулирующего вентиля.